Справочники — это агрегатный тип данных, средство для работы со списками однородных элементов данных. При помощи справочников организуется ввод стандартной информации в документы, а также ее просмотр и, если необходимо, корректировка. В большинстве своем справочники являются электронными аналогами каталогов. Каждая карточка — это строка справочника, а сведения, заносимые в карточку, являются реквизитами справочника.
Например, для того, чтобы покупатель, продавец, кладовщик, директор однозначно понимали, о каком товаре идет речь, каждый должен называть его одинаково, т. е. в соответствии с однажды утвержденным справочником товаров. Обычно в торговом предприятии он имеет вид прайс-листа, а если такой справочник товаров хранится в компьютере, то в него заносят всю возможную номенклатуру товаров, с которыми работает торговая фирма.
Название и структура каждого конкретного справочника определяется при его создании в конфигураторе. У любого справочника существует два обязательных реквизита, которые создаются автоматически — "Код" и "Наименование". Другие реквизиты справочника, которые могут содержать различную дополнительную информацию помимо наименования, определяются в конфигураторе конкретно для каждого создаваемого справочника.
Реквизиты справочников могут быть периодическими или нет (это задается в конфигураторе при создании реквизита). Периодические реквизиты — это реквизиты, значения которых связаны с датой. При изменении значения периодического реквизита старое значение сохраняется, при этом новое значение действует с указанной даты, а старое — до указанной даты. Работа с периодическими реквизитами осуществляется при помощи методов Получить и ИспользоватьДату, а также при помощи специального агрегатного типа данных — Периодический.
Система 1С:Предприятие дает возможность создавать и использовать многоуровневые справочники. Количество уровней вложенности конкретного справочника устанавливается в конфигураторе. Кроме того, справочникам можно указывать их подчиненность другим справочникам, образовывая таким образом связи типа «один ко многим».